В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ?
Чтобы лучше разобраться в обстановке, сложившейся в развитии летания накануне XX века, послушаем собственные отзывы пионеров авиации того времени.
На вопрос о причинах неудач проф. Лэнгли выразился так: „Возможно потому, что человек начал с конца и старался строить летательные машины раньше, чем ознакомился с законами, на коих все летание базируется1. Как мы видели, это соображение заставило Лэнгли пойти по пути лабораторно-экспериментальному, чтобы подойти к разгадке скрытых законов аэродинамики.
„Испытания маленьких летающих моделей приносят немного пользы, так как полет их очень непродолжительный и сохранение устойчивости почти невозможно. Поэтому наблюдения, основанные на этом методе, не имеют крупного значения". Так выразился в своих тезисах в 1895 г. Отто Лилиенталь (о нем речь идет непосредственно ниже), который пошел поэтому самостоятельным путем—э кспериментально-лётным.
А братья Райт, создавшие первый практический аэроплан, пойдя по пути Лилиенталя, отозвались такой фразой: „мысль строить нежные и дорого стоящие аэропланы, которыми все равно никто не будет в состоянии управлять, казалась нам просто нелепой".
Не ясно ли: раньше, чем пускаться в плавание, на неизведанном механическом корабле, надо научиться управлять простым челноком. Против этой истины, столь, казалось бы, самоочевидной, и грешили большинство изобретателей, даже самых серьезных.
Вопрос же о моторах был, по существу, вопросом уже второй очереди. Конечно, тяжелые и ненадежные моторы того времени затрудняли сооружение летательных аппаратов. Но для лётной учёбы они не были нужны: практическое ознакомление с лётным делом можно было и даже нужно было начинать совсем без моторов.
Зис. 45. Аисты в гнезде. — С одной из первых моментальных фотографий Аншюца в 1834 г. |