В ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ?

Чтобы лучше разобраться в обстановке, сложившейся в развитии летания накануне XX века, послушаем соб­ственные отзывы пионеров авиации того времени.

На вопрос о причинах неудач проф. Лэнгли выра­зился так: „Возможно потому, что человек начал с конца и старался строить летательные машины раньше, чем ознакомился с законами, на коих все летание базируется1. Как мы видели, это соображение заставило Лэнгли пойти по пути лабораторно-экспериментальному, чтобы подойти к разгадке скрытых законов аэродинамики.

„Испытания маленьких летающих моделей приносят немного пользы, так как полет их очень непродолжитель­ный и сохранение устойчивости почти невозможно. Поэ­тому наблюдения, основанные на этом методе, не имеют крупного значения". Так выразился в своих тезисах в 1895 г. Отто Лилиенталь (о нем речь идет непо­средственно ниже), который пошел поэтому самостоятель­ным путем—э кспериментально-лётным.

А братья Райт, создавшие первый практический аэро­план, пойдя по пути Лилиенталя, отозвались такой фра­зой: „мысль строить нежные и дорого стоящие аэропланы, которыми все равно никто не будет в состоянии упра­влять, казалась нам просто нелепой".

Не ясно ли: раньше, чем пускаться в плавание, на не­изведанном механическом корабле, надо научиться упра­влять простым челноком. Против этой истины, столь, казалось бы, самоочевидной, и грешили большинство изо­бретателей, даже самых серьезных.

Вопрос же о моторах был, по существу, вопросом уже второй очереди. Конечно, тяжелые и ненадежные моторы того времени затрудняли сооружение летательных аппа­ратов. Но для лётной учёбы они не были нужны: практическое ознакомление с лётным делом можно было и даже нужно было начинать совсем без моторов.

image54

Зис. 45. Аисты в гнезде. — С одной из первых моментальных фото­графий Аншюца в 1834 г.